В обыденной, взрослой жизни мы нередко обнаруживаем, что с некоторыми собеседниками нам трудно установить контакт. За этим скрываются личностные особенности индивида, его восприимчивость, ценности, взгляды на жизнь и т.д. И порой очень сложно выстроить взаимоотношения между друг другом. Человек испытывает массу различных негативных эмоций.
Учёба в общеобразовательном учреждении, как совместная деятельность учащегося и учителя, не исключение: между ними необходимы контакт, взаимопонимание для наиболее продуктивного, качественного и эффективного результата.
В основе обучения лежит общение, через которое учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. И очень важно так организовать общение, чтобы у ребёнка вызвать интерес, желание, доверие без страха коммуницировать и быть в активной позиции на уроках.
Но, к сожалению, не всегда учителю удаётся войти в контакт (по разным на то причинам), и большинство обучающихся, просто-напросто «закрываются» или в худшем случае входят в конфронтацию с учителем. А конфликты в отношениях возникают довольно часто, в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. И кроме этого формируют неприязнь ученика к учителю, и соответственно, связанным с ним предметом.
Что бы избежать этого, здесь очень важно знать и помнить, что дети склонны отдавать свои предпочтения учителям, которые в большей степени проявляют общечеловеческие качества: доброту, искренность, жизнерадостность, уравновешенность. Умеют заинтересовывать, привлекать своим богатым опытом, глубоким знаниям своего предмета и умением преподносить информацию в интересном формате, используя творческий и креативный подходы в своей деятельности.
Существует достаточно большое количество рекомендаций педагогам по эффективному взаимодействию с учениками. Однако результаты их применения оставляют желать лучшего. Следуя, достаточно простым, ниже изложенным принципам, можно в значительной мере улучшить качество взаимодействия с учениками.
Памятка педагогу
1. Уважайте детей! Ищите в детях хорошее. 2. Отмечайте у ребёнка малейшие успехи. 3. Не кричите, не оскорбляйте ученика, ни при каких обстоятельствах, тем более при всех одноклассниках. 4. На уроке создавай ситуации успеха. 5. Хвалите в присутствии коллектива. 6. Только приблизив к себе ребёнка можно влиять на развитие его духовного уровня и активно передавать свои знания и умения. 7. Оценивай поступок, а не личность. 8. Не приписывайте успех себе, а ученику вину. 9. Вызывайте детей к доске по именам и только в хорошем расположении духа. 10. Занимайте позицию на уровне глаз ребенка; 11. Используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния); 12. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени; 13. Стремитесь не перебивать ребенка; 14. Не заостряйте внимание на промахах и неудачах; 15. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности; 16. Проанализируйте собственную речь: исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей; 17. Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат; 18. Постарайтесь избавиться от слов – «паразитов»; 19. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел к вам ребенок, рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах? 20. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату; 21. Анализируйте собственную деятельность; 22. Развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми; 23. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение; 24. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию конструктивно; 25. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми.
Придерживаясь этих простых правил, можно добиться очень хороших результатов в умении выстраивать крепкие, надёжные взаимоотношения с обучающимися.